Огромной заслугой Франко является изображение в художественных произведениях, составляющих «Борислав — ский цикл», положения и борьбы рабочего класса Западной Украины. Центральное место в цикле занимает повесть «Борислав смеется», в которой использовано действительное событие — забастовка бориславских рабочих в 1873 г. Появление повести явилось выдающимся событием в украинской литературе: впервые рабочий класс, его страдания и борьба против эксплуататоров-капитали- стов стали объектом художественного литературного изображения, сказала Сомова, которую интересует гель лак для ногтей. Не случайно это произведение вызывает злобную ненависть идеологов эксплуататорских классов. В прошлом столетии повесть всячески порочил В. Барвин — ский — один из лидеров буржуазно-националистического лагеря, ярый идейный противник Франко, от которого, по словам писателя, галицкая молодежь ничего не получала, «кроме разве ненависти к социализму». Он обвинял автора повести в «натурализме». В 1952 г. с такими же обвинениями выступил в Канаде Билецкий. В последние десятилетия буржуазные идеологи и националисты стараются «не замечать» повести «Борислав смеется». Меннинг в книге «Украинская литература», изданной в США, в большом разделе о Франко даже не упоминает ее. Другие или вовсе не вспоминают, или же пытаются под любым предлогом опорочить повесть, умалить ее значение в истории литературы. Подобное наблюдается и в отношении поэтических произведений «Вечный революционер», «Камнеломы», «Товарищам из тюрьмы», цикла «Думы пролетария» и др. Националисты, идеологи господствующих классов в Галиции, церковники изливали потоки злобы, ненависти, проклятий в адрес автора этих сочинений. И ныне националисты избегают печатать их и цитировать, стремятся придумать что-нибудь порочащее их.

Так, Карда ш брюзжит о «негативах» и «недостатках» этих произведений, а Задеснянский считает, что они «были написаны не под непосредственными впечатлениями жизни, а только под влиянием социалистических теорий» и поэтому будто бы «с художественной стороны много потеряли». Интересно, что Франко, высказывая в письме Павлику 12 ноября 1882 г. возмущение по поводу отказа издателей опубликовать эти произведения, подчеркивал: они представляют «первую попытку реалистической, на живые факты опирающейся» поэзии. Свои клеветнические вымыслы Задеснянский почти дословно списал у С. Ефремова, который еще при жизни поэта фальсифицировал его творчество, утверждая, что «ранние произведения не содержат ничего интересного», написаны под чужим влиянием и поэтому не заслуживают внимания. В 1913 г., опровергая эту клевету, поэт писал. «Видимо, Ефремов или не читал моих юношеских произведений или выявил в своем осуждении полную непонятливость и недоразумение». Как известно, Ефремов вообще пытался обойти имя писателя в истории украинской литературы. Ныне замолчать его имя нельзя, поэтому замалчивают или извращают отдельные произведения, высказывания, идеи.
Страх перед сближением революционно-демократического движения с социализмом, рост влияния идей научного социализма в бывших колониях принуждают империалистов и их идеологов искать возможности воспрепятствовать этому процессу. Для осуществления своих замыслов они используют военные, экономические, политические меры, вмешательство во внутренние дела развивающихся стран, а также клевету на социализм, извращение истории социалистических учений, противопоставление идей революционной демократии научному социализму и т. п. В этом — одна цз причин активизации буржуазной и буржуазно-национадиетической фальсификации идейного наследия революционных демократов. Ссылаясь, например, на значительное влияние религии в некоторых развивающихся странах, буржуазные идеологи утверждают, что распространение марксизма-ленинизма здесь невозможно ввиду его материалистического и атеистического характера и неприятия атеизма революционно-демократическими силами. Однако вымыслы фальсификаторов как раз и опровергаются творчеством украинских революционных демократов конца XIX — начала XX ст., которые, оставаясь в основном на позициях революционно-демократической идеологии, материализма и атеизма в их домарксистской форме, усваивали отдельные положения научного социализма, марксистской философии, научного атеизма.

Добавить комментарий