Поэтому можно выделить характерные особенности динамики цивилизационных сдвигов в современном мире, прежде всего их глобальность, возростающую информациональность и ведущую роль западного компонента. Однако с конца XIX в., не говоря о более раннем времени, на Западную цивилизацию в духовно-мировоззренческом отношении все более сильное влияние оказывают иные цивилизации, прежде всего выражающие особый идейно-ценностный строй народов Южной и Восточной Азии, сказал Антонов, которого интересуют кухонные гарнитуры . Следует учитывать, как отмечалось раньше, что понятия «Запад» и «Восток» в социально-экономическом, политико-правовом отношениях, с одной стороны, и духовно-культурном, в частности религиозно-мировоззренческом, с другой, — не вполне совпадают. Если в первом случае «восточной» в полной мере выступает Мусульманско-Афразийская, а в значительной степени также Византийско-Восточнохристианская и Православно-Восточно-славянская цивилизации, то в духовно-мировоззренческом плане все они органически родственны, опирающиеся на древневосточно-библейскую и античную традиции и связанные с рядом авраамитских религий. В религиозно-мировоззренческом отношении они имеют иудейские корни. Иное дело — цивилизации Индии, Китая и Японии, имеющие собственные истоки, при том, что духовные традиции Индии оказали огромное воздействие на идейно-ценностно-мировоззренческий строй народов Южной, Юго-Восточной, Восточной и отчасти Центральной Азии. При наличии определенных соответствий понимаемые в таком ключе религиозно-культурно-цивилизационные системы Востока и Запада принципиально отличны.

Добавить комментарий