«Пять вечеров в «Современнике» смотреть нервно опасно — сразу хочется восстановить Советский Союз (шутка) и сделать всех людей счастливыми: утешить несчастных, приютить бездомных. А по ходу дела смахнуть скупую мужскую слезу, поскольку в финале героиня Елены Яковлевой произносит «Только б не было войны» личностно, интимно — разумеется, без гражданского пафоса. «Только б не было войны…» — в наших душах, в мозгах, в домах, в наших судьбах.
Пьеса Володина пять вечеров современник скромно, просто, строго — как классика русской драматургии XX века. Театр не прибегает ни к каким сильнодействующим сценическим фокусам и доверяет только истории Володина.Володинская пьеса в интерпретации «Современника» — с дыханием легким. Задушевным. Собственно, спектакль «Современника» больше о надежде, чем безнадежности.

«Пять вечеров» — пьеса о счастье. О возможности его обрести. С хорошим концом, не вызывающим упреков к автору в мелодраматической фальши. «Стыдно быть несчастливым» — одна из самых замечательных фраз Александра Володина. Она сказана, хотя и не без иронии, но с твердой верой, что это — стыдно. Если и он, и его современники остались живы после самой страшной в истории человечества войны, то они имеют право быть счастливыми.
В нынешнем спектакле Современника происходит редкий эффект: актеры играют в несовременной манере, но при этом абсолютно верят и в возможности театра, которого больше нет, и в человеческую значимость людей, которые были выведены на сцену почти 50 лет назад. Нет, эти «Пять вечеров» — вовсе не «музей», а живой диалог с «родителями».

Пьеса Володина — удачный выбор. Она такая, казалось бы, простая, бесхитростная, но в то же время емкая. На самом деле хорошо разыграть простую и бесхитростную историю о любви, о судьбе рискует не каждый театр. Здесь сложнее удивить зрителя, который искушен наворотами современной драматургии, эффектными мизансценами модных режиссеров, дизайнерскими костюмами, которые сегодня стали чуть ли не самоцелью многих постановок. А здесь все просто: он и она, встреча двух людей после 17 лет разлуки, их осознание своей любви и принадлежности друг другу, разговор о личностной состоятельности, о счастье, о правильном выборе и о необходимости исправить ошибку.
История разыграна так мощно и чисто, что в финале, когда все-таки разворачивается этот ожидаемый и горький хеппи-энд, зрительницы хлюпают носом и достают из сумочек батистовые платочки — почти забытый аксессуар завзятых театралов.

Подробности ленинградского быта конца 50-х воссозданы здесь с особой любовью — массивные круглые столы, безразмерные скатерти, выцветшие абажуры с бахромой, уютные шерстяные носки, вязаные шапочки с помпонами и игривые беретики, не выключающееся радио у дверного косяка, железные кровати, скрипучие раскладушки, авоськи с продуктами, потертые футляры для чертежей, сигареты без фильтра, патефон, ярко-красная помада на губах женщин и, конечно же, каток — с шумно кружащимися парами, с визгом вперемешку с бодрой музыкой из репродуктора и заснеженной лавочкой. Звуки большого советского города — это вечный жизнеутверждающий праздник, с которым несовместимы одиночество и тоска отдельно взятого человека. Потому так хочется прижаться друг к другу и никогда не отпускать. «Возьми меня с собой…»
<..> Пронзительный и тонкий спектакль «Современника» возвращает нам, казалось бы, безнадежно утраченное чувство сострадания, сопереживания — то, ради чего и создавался когда-то сам театр. Сегодня, на фоне бравурных маршей и патриотических речей, в эпоху возрождающегося агрессивного коллективизма, разговор о человеческом одиночестве воспринимается как вызов торжествующей безвкусице.

Добавить комментарий