«Неуклонность в преследовании государственных целей и твердость в исполнении решений, — заметил он, — привели к весьма важному нравственному результату: сопротивление частных железных дорог постепенно сменяется содействием правительству в разрешении тарифных вопросов; в среде их представителей начинает слагаться убеждение, что лишь государственной власти надлежит распоряжаться экономическими судьбами государства».Однако преднамеренно или случайно министр финансов умолчал, что незадолго до того пришлось прибегнуть к весьма существенной уступке частному капиталу. 12 августа 1889 г. положение Комитета министров определило Порядок введения в действие тарифов. Преимущественное право составления и опубликования их предоставлялось самим железнодорожным обществам, но, разумеется, с разрешения и по инициативе тарифных учреждений. Лишь в случае отказа тарифы вводились Министерством финансов без согласования с железными дорогами. Сохраняя за тарифными учреждениями роль верховного законодателя, положение 12 августа возвращало некоторые распорядительные функции железнодорожным обществам. Именно с этим указом Департамент железнодорожных дел связывал наступившее «успокоение».
На протяжении полувекового периода система государственных хлебных поставок в России заметно эволюционировала под влиянием развития капиталистических отношений.

Добавить комментарий