Неспособность креольской правящей элиты создать политический режим, интегрирующий иностранных рабочих, усилила необходимость в элементах идеологического давления. Курс на внедрение «национального» прослеживался в форсированной «национализации» самосознания граждан. Ассимиляторская политика и внедрение национальных символов осуществлялись прежде всего через печать, публицистику, художественную литературу, радиовещание. Как писали посетившие позже Аргентину известные писатели И. Ганзелка и М. Зикмунд, в начале 50-х годов XX в. в Буэнос-Айресе было 17 радиостанций, при этом вездесущее аргентинское танго раздавалось отовсюду, с волны любой длины. «Танго будило по утрам вместо утренней гимнастики; танго рыдало вслед аргентинцу, когда, отправляясь на работу, он запирал за собой дверь, танго направляло его руку, когда он наливал кипяток в мате», сказала Антонова, которой нужна компьютерная томография позвоночника. Характерно, что через несколько дней после приезда путешественников, вышло распоряжение уделять танго еще больше времени в передачах, чтобы его не забивали американские шлягеры, бразильские самбо, уругвайские милонги…»
Особо отметим более ранние «национализаторские» шаги, к коим относилось принятие закона об обязательной воинской повинности и реформы в области образования.
Так же, как в США, где система «public-school» стала одним из традиционных факторов американизации, в Аргентине расширявшаяся с каждым годом сеть государственных школ, сосредоточенных в городах, сыграла важную роль в «аргентинизации» креолов и иммигрантов.
При этом уместно напомнить о давлении, оказываемом на официальные круги «снизу» креольской интеллектуальной элитой, сторонниками «защиты традиционного наследия аргентинской культуры». Правительство обвиняли в непоследовательности и даже в предательстве национальных интересов в связи с грозящей «деаргентинизацией» страны. Собственная национальная культура понималась в то время как стремление противопоставить космополитизации и европеизации традиционные креольские корни. Поиск национальной самобытности в художественном творчестве привел к мифологизации образа гаучо.

Добавить комментарий