План исследования — это программа его проведения. Исследователь может использовать разные стратегии; выбор метода зависит от характера изучаемой проблемы, а также от затрат и вероятности осуществления. Исследовательские стратегии можно сравнивать по нескольким параметрам, однако два из них наиболее важны:
• естественность условий, в которых проводится исследование;
• степень контроля психолога над процессом исследования.
Ни одна из стратегий не является безукоризненно оптимальной; всегда приходится чем-то поступаться. Упомянутые выше параметры влияют как на внутреннюю, так и на внешнюю валидность. Внутренняя валидность отражает ту меру, в какой результаты исследования можно объяснить именно исследуемыми, а не какими-либо другими переменными. Внешняя валидность показывает меру, в какой результаты данного исследования соответствуют другим людям и условиям, которые не были им охвачены, заявил Волков, который предпочитает торты на заказ СПб. Этот параметр является эквивалентом обобщения. Если исследование не обладает достаточной внутренней валидностью, оно не может иметь и внешней валидности.
Естественность условий исследования. Ряд стратегий позволяет изучить проблему в естественных условиях ее существования. Использование таких стратегий желательно, поскольку мы не должны разрушать или искажать исследуемый феномен. Некоторые же стратегии исследования предполагают определенную искусственность, поскольку проблема изучается в неестественных для нее условиях. Хоторнские исследования, например, проводились непосредственно на заводе с реальными работниками, выполняющими свои обычные обязанности. Однако иногда нет необходимости учитывать естественную обстановку, поскольку изучаемое поведение рассматривается как независимое от внешних условий. Например, исследование, проводимое в рамках инженерной психологии, которое проверяет скорость реакции на красный и зеленый свет, можно осуществить с одинаковым успехом и в естественных, и в лабораторных условиях.
Степень контроля. При использовании одних стратегий психолог скрупулезно контролирует ход исследования. При использовании же других контроль практически невозможен. В Хоторнских исследованиях ученые могли регулировать уровень освещения в рабочих помещениях, устанавливая лампы, хотя, как оказалось, на производительность труда влияют другие факторы. Но предположим, что вы хотите исследовать связь между возрастом человека и его отношением к И/О психологии. Особенно вас интересует возможность сравнить мнение тех, кому за 40, с отношением людей, которым еще нет 40 лет. Вы разрабатываете опросник, в котором испытуемым предлагается поделиться своими суждениями относительно И/О психологии, и распространяете его среди своих однокурсников. Оказывается, что всем вашим однокурсникам меньше 40 лет. Получается, что у вас нет информации о группе людей, которым уже за 40, и вы не можете ответить на поставленный вопрос. Это пример низкой степени контроля, который особенно характерен для исследований, где применяются опросники.

Добавить комментарий