На парламентский вотум недоверия моЖнО ответить постановкой правительством вопроса о доверии, что сделать гораздо проще, да и голосуется этот вопрос всегда один раз (в том числе и в России). Правительства иногда используют возможность ставить вопрос о доверии себе в своих интересах, связывая постановку вопроса о доверии с требованием принять какой-либо законопроект, внесенный правительством, угрожая в противном случае подать в отставку. Это не всегда приемлемо для депутатов, ибо глава государства вправе не только отправить в отставку правительство, но и распустить парламент. Поэтому вотум недоверия теперь редкое явление. Правительство нередко ставит вопрос о доверии также в связи с декларацией об общей политике правительства (Испания, Португалия, Франция и др.), пытаясь таким образом, например, повысить свою легитимность. В России правительство поставило вопрос о доверии один раз в ответ на принятие Государственной Думой в 1995 г. первого вотума недоверия. Президент Б. Н. Ельцин предупредил о возможности роспуска Думы в случае отказа в доверии правительству (вместо желаемой оппозицией отставки правительства). Депутаты Думы не хотели потерять свои посты и сняли проект резолюции о недоверии.
В-четвертых, в конституциях не всегда предусматривается возможность парламента отправить в отставку отдельного министра. Иногда (Германия и др.) парламент назначает только главу правительства, а министров назначает и отправляет в отставку только он (в России — Президент РФ). Если существует возможность отправить в отставку отдельного министра (например, в результате интерпелляции), то на практике правительство само устанавливает, уйдет в отставку данный министр или все правительство (солидарная ответственность). Такая ответственность часто совсем нежелательна большинству членов парламента (он сформировал правительство), и отставка отдельных министров бывает теперь фактически лишь по их заявлениям и обычно в случаях, если парламенту становятся известны какие-либо их неблаговидные проступки.

Добавить комментарий