Сквозной темой для пространства ансамбля Акрополя стал ор­ганизованный переход от косной материи скалы к упорядоченности рукотворной формы. Тема эта была воплощением символа вневре­менного значения. Человек утверждал свое место в природе, позна­вая себя, ноне теряя связи со своей землей. В этом именно увидели главную ценность Акрополя вновь открывшие его красоту люди конца XIX — начала XX вв. «Перенести Акрополь в другое место, в другой пейзаж, и следа не останется от его красоты: здесь полная, никогда уже не повторявшаяся гармония между творениями рук человеческих и природного: величайшее примирение этих двух, от вечности враждующих начал, — творчества людей и творчества божественного. Согласно с природою! Вот основа и вдохновение всей греческой архитектуры», — писал Д. Мережковский36. Промежуточное звено перехода от природного к архитектурно­му пространству образовано субструкциями, которыми выровнены вершины скал и расширено плато. Искусственное введено в при­родное геометрией горизонтальных плоскостей. Архитектура в этом сопоставлении несет в себе гармонию между весомостью и устремлением ввысь. Синтез признаков двух ордеров развивал эту гармонию, наделенную символическим значением. Связь найденного на Акрополе взаимопроникновения дорического и ионического с ин­дивидуальным характером места, ландшафтной ситуации, показала попытка повторить специфическую «устройненную» дорику Парфе­нона в другом храме — Гефестейоне близ афин­ской агоры. Необычные пропорции, не мотивированные содержани­ем образа и не поддержанные особенностями ландшафта, не дали и соответствующего воздействия на восприятие. Соотнесенность с природой определила целостность простран­ственной системы, в которой каждый элемент создавался как осо­бый суверенный объект. Объектом, ощущаемым как единство, была и скала Акрополя, увенчанная священным участком с его зданиями, главный элемент триединства города. К структуре этого объекта приспосабливалось все, что создавалось в связи с ним. В конечном счете, сложилась иерархия пластических тел, дисциплинирующая и объединяющая пространство. Ее связывает четкая иерархия про­странственных тел, суверенность которых на каждом уровне обьеди- нена системой более высокого уровня: колонна — храм — Акрополь.

Добавить комментарий