Следовать моде — значит принимать участие «в сложном процессе самоопределения. Предметы одежды являются объектами вожделения, которые сулят совершенство, обещают стать той последней вещью, которая необходима, чтобы заделать все прорехи; но в силу того что эти обещания по своей природе обречены на провал, вожделение субъекта переключается на другой предмет, то есть на новый объект, который обещает удовлетворить его желание. Юлия Кристева противопоставляет «символическое» — то, в чем ясно видна граница, отделяющая собственное «я» от «других», и «семиотическое» — то, что «угрожает незыблемым границам». В поэтическом дискурсе семиотическое становится «новым языком… который отчетливо слышен, когда противопоставлен традиционному языку» (Ibid.: 37). Это инстинктивный язык, основанный скорее на ритме, нежели на логике. Для Уорвик и Кавалларо язык одежды подобен поэтическому языку Кристевой. Их языковые и философские аргументы освещают некоторые из множества неоднозначных аспектов и позволяют проникнуть в суть меланхолической неудовлетворенности, которая так часто сопутствует желанию достичь желаемого, то есть обрести модный «вид». А вот работа в такси. В книге «Изучение истории костюма» (The Study of Dress History, 2002) Лу Тейлор живо передает трепет, который сопровождает открытие ранее утерянного объекта вожделения: «У каждого куратора/хранителя костюмов есть собственная история триумфа и катастроф, связанных с обнаружением особых вещей, таких как отрез редкой ткани в стиле арт-деко, произведенной в 1920-е годы в Лионе, возможно, Maison Ducharne, найденный автором этой книги в коробке с шарфами „по 50 пенсов за штуку“ в магазине (уцененных товаров) Age Concern в Мидхерсте, Восточный Сассекс» (Taylor 2002: 4). Она не поленилась описать целый ряд таких «находок», пополнивших коллекцию предметов одежды, а также порассуждать о человеческой беспечности, из-за которой многие бесценные вещи были безвозвратно утеряны — просто потому, что их не рассматривали как ценность, достойную сохранения — еще один пример того, что мы постоянно недооцениваем значимость одежды.

Добавить комментарий