Но поелику вышеприведенное положение: «чехи должны владеть правами и привилегиями над иностранцами и должны стоять во главе, а не во хвосте, в совещаниях, судах и остальных делах университета» — есть истина и вполне ясна, то, очевидно, этой истине должен уступить оный обычай, по коему иностранцы завладели правами чехов в чешском королевстве. Удержаться этому обычаю не поможет никакая давность, ибо, как говорит святой папа-мученик христов Киприан: «Неправый обычай — не что иное, как застарелое заблуждение; посему, оставив заблуждение, последуем истине!» Таким образом, этот святой папа повелел оставить старинные заблуждения и последовать истине. Но поелику передача иностранцам преимуществ пред своими обывателями королевства чешского в совещаниях и в остальном сказанном выше есть заблуждение, а правду составляет следующее: «чехи должны стоять во главе, а не в хвосте, должны сами управлять иностранцами, а не состоять под их управлением», то, оставив первое, как заблуждение, мы последуем второму. Теперь вполне ясно опровержение наше первого нарекания со стороны тевтонов. На второе нарекание тевтонов отвечаю указанием на отсутствие в нем последовательности. Ибо из того, что «никогда не было в обычае, чтобы чешский народ владел правом трех голосов», не следует, будто «непозволительно ему и в настоящее время владеть этим правом», — подобно тому, как из положения: «никогда не бывало, чтобы чешский народ отказывался от повиновения папе Григорию XII» — не следует вовсе, будто «и ныне невозможно ему отказаться от повиновения этому папе», на самом же деле это вполне возможно. В данном примере первая посылка противоположна второй, и заключение, конечно, ошибочное.

Добавить комментарий