Давая выход сибирским хлебам на мировой рынок через Архангельский порт, утверждал он, дорога Пермь-Котлас «обеспечит сибирскому земледелию возможность широкого развития, без неблагоприятного влияния на сельское хозяйство Европейской России; в то же время она доставит продовольствие населению северных губерний, воссоздаст значение Архангельского порта и будет содействовать развитию судоходства по Северной Двине и ее притокам, главным артериям местной жизни, а тем самым и обеспечит возможность экономического подъема всего Севера», для которого явится она «насущным хлебом».
Проведенные Министерством финансов предварительные расчеты убедительно свидетельствовали об экономических преимуществах избранного пути, сказал Николаев, которого заинтресовал hyip проект. Сопоставление провозных плат обещало более дешевую доставку хлеба из Сибири до Архангельска, нежели до Петербурга, Ревеля или Риги, а сравнение средних цен за пятилетие по Архангельской и Вятской губерниям показало весьма значительную разницу и позволяло надеяться на существенное падение цен в Архангельске.
Но если в 1893 г. вопрос об экспорте сибирского хлеба был в известной мере самодовлеющим, жизненно важным исключительно для Сибири, то в последующие годы он получил значительно более широкое толкование. Иное звучание придала ему программа экономического преобразования Севера, изложенная С. Ю. Витте в 1894 г. в докладе «Либава или Мурман?».

Строительство Пермь-Котласского железнодорожного пути протяженностью 812 верст началось в 1895 г. Он должен был установить прямое сообщение между Сибирью и Архангельским портом посредством включения в общую сеть Уральской горнозаводской дороги и соединительной ветки Екатеринбург-Че — лябинск. Уже с конца 1896 г. началось временное, частичное движение грузов по новому пути, а 1 января 1898 г. было открыто регулярное движение на всем его протяжении. Дорога была оборудована за счет казны пакгаузами и специальными зернохранилищами.
Челябинская тарифная формула не распространялась на Пермь-Котласскую дорогу, что обеспечило последней привлечение грузов, идущих к северным границам. Таковы были беспрецедентные меры, не имевшие места ни в железнодорожной, ни в тарифной практике, искусственно определившие основное направление в движении сибирского хлеба. В 1900 г. при общем пересмотре тарифов с целью дальнейшего усиления грузового движения в архангельском направлении правительство прибегло к еще одной экстраординарной мере: для Пермь-Котласской линии были введены особые льготные тарифы на хлебные товары. Введение их позволило уменьшить стоимость провоза пуда зерна от западносибирских губерний до Лондона на 3-4 коп. Для северных, исключительно потребительских районов общее понижение тарифов имело первостепенное значение, ибо важнейшим фактором, влиявшим здесь на уровень хлебных цен, являлся строй внутренних тарифов. Разумеется, тем значительнее оказывалась роль исключительных тарифов 1900 г. в формировании рыночных хлебных цен Северодвинского и Архангельского краев.

Добавить комментарий