Министерство транспорта Японии издало инструкцию, согласно которой необходимо до конца 1978 г. увеличить цены на 5% на экспортные суда дедвейтомдо 2500 т. Однако подобные временные меры не могут решить серьезных экономических проблем, вызвавших в середине 70-х годов глубокий кризис перепроизводства в судостроительной промышленности капиталистических стран. Перед судостроительными капиталистическими странами встал вопрос о значительном сокращении производственных мощностей верфей, что в первую очередь отрицательно отражается на интересах трудящихся и приводит к увеличению безработицы.
Кроме того, государство в этих странах, включая Японию, стремится оказывать дополнительную помощь монополиям, включая улучшение условий кредитования экспорта судов, зачастую в нарушение ограничений, установленных в этом вопросе ОЭСР. К ноябрю 1976 г., в частности, было намечено сокращение к 1980 г. объема производства в судостроении следующих стран : Япония — 35, Дания — 30, ФРГ — 30, Швеция — 50. В Японии 25 ноября 1976 г. министерством транспорта приняты рекомендации по сокращению производства 40 судостроительных компаний, которые в соответствии с намеченным уровнем уменьшения объема производства разделены на три группы. Семи компаниям, которые ежегодно спускают на воду суда общим тоннажем 1 млн. бр.-рег. т и более, рекомендовано сократить количество человеко-часов в судостроении минимум на 33% в 1977/78 фин. г и еще на 37% в 1978/79 фин. г по сравнению с годом максимального выпуска судов принадлежащими им верфями.

Семнадцати компаниям с объемом судостроения от 100 тыс. до 1 млн. бр-рег. т, а именно: «Сасебо хэви индастриз» и «Ха — кодатедок», «Саноясу докярд», «Намура шипбилдинг», «Канасаси шипбилдинг», «Ниппонкай хэви индастриз», «Осима шипбилдинг», «Осака шипбилдинг», «Ономитидокярд», «Касадо докярд» и «Курусима докярд», «Има — бари шипбилдинг» и др. рекомендовано сократить объем производства на 24% в 1977/78 фин. г. и на 30% — в 1978/79 фин. г. По остальным 16 фирмам с годовым выпуском судов менее 100 тыс. бр.-рег. т указанное выше сокращение должно достигнуть по меньшей мере 18% в 1977/78 фин. г. и еще 25% в 1978/79 фин. г.
Рекомендованное сокращение производства не касается плавучих доков, морских буровых платформ, а также судов и оборудования, связанного с морской добычей нефти, плавучих судов — заводов. Уменьшение объема выпуска судов ведет к сокращению рабочих. К апрелю 1977 г. указанное сокращение достигло 19 875 человек по сравнению с мартом 1975 г. Предстоит дальнейшее уменьшение количества рабочих верфей путем перевода части из них на другие производства, а значительная часть пополнит ряды безработных.
Правительства других судостроительных стран также приняли в 70-х годах ряд экономических и организационных мер, в частности, осуществление программ финансовой помощи с целью «смягчения» последствий кризиса в судостроении этих стран и усиления конкурентоспособности отрасли.
В Швеции в связи с решением об уменьшении выпуска судов подлежит сокращению около 30% рабочих — судостроителей до 1979 г. В июне 1977 г. было объявлено о мероприятиях по дальнейшей концентрации производства и капитала в шведском судостроении путем образования концерна из семи государственных верфей «Свенска варв АБ» с акционерным капиталом 600 млн. шведских крон, которому государство предоставляет помощь в сумме 435 млн. крон.
В марте 1977 г. в Англии принят закон о национализации судостроительной промышленности, по которому под контроль государства перешло 2/3 всех фирм страны, занятых судостроением, судоремонтом и производством судовых дизелей. Учрежден специальный фонд в размере 65 млн. фунтов стерлингов для обеспечения получения экспортных заказов. Установлен объем заемных средств, который может достигать 200—300 млн. фунтов.

Добавить комментарий